История хлеба

Существует и другая версия, в которой говорится, что первый хлеб человек делал из орехов. В подтверждение этой теории свидетельствуют находки в пещерах первобытных людей. Скорлупа была около свайных строений и в некоторых могилах возле скелетов и в их руках.
О том, как давно человек стал использовать орешник-лещину можно узнать из множества легенд и сказаний, сохранившихся до наших дней. В давние времена люди наделяли плодоносящие деревья магической силой и считали, что с их помощью можно стать неуязвимыми. Им приписывали возможности останавливать разбушевавшуюся стихию, пожары и даже стрелы во время боя. Существовало поверье, рассказывающее о возможности веток ореха находить закопанные в земле клады. Были и сказки о плодах с золотой скорлупой и изумрудными ядрами.
Славяне сравнивали орешник с огромными грозовыми тучами, поэтому они посвятили раскидистые деревья богу грома и молнии — Перуну. Молния считалась огненной белкой, а дождь — золотыми орехами, которые сам Перун разгрызал зубами.
Недооценивать орехи невозможно. Они содержат больше половины жира и около 20% белка. Их калорийность намного превышает показатели пшеницы и молока (в 2 и в 8 раз соответственно). Но даже ничего не зная о пищевой ценности орехов, люди в древности считали их хлебом.
Время шло, и тысячелетия спустя человечество начало культивировать злаковые растения. История не сохранила тот день, когда кто-то из людей впервые растер злаки в муку, смешал её с водой и испек из полученной смеси первый хлеб.
На начальном этапе в дневной рацион древних людей входили только сырые зерна. Немного позднее появилось подобие мельничных жерновов, где стали делать муку. Когда впервые человек смешал её с водой, он открыл для себя совершенно новый вид еды — кашу. Именно она считается родоначальницей хлеба. С подчинением огня люди сделали еще один шаг на пути к усовершенствованию пищи — из каши они стали выпекать лепешки.
С момента появления лепешек их употребляли горячими, используя в качестве добавки к мясу, позднее стали есть и холодными. Так и получился первый хлеб. Он был очень жестким, грубым и невкусным.
Прошло еще несколько столетий, а человек сделал еще один шаг в хлебопекарном деле — в муку и воду стали добавлять дрожжи. Они делали хлеб более рыхлым. По оценкам ученных, произошло это событие примерно
К наиболее значимым находкам можно отнести картину, найденную в усыпальнице фараона, на которой была изображена древняя пекарня. На ней видно, как пекари готовят тесто, а затем выпекают хлеб и булки интересных форм, в виде птиц, пирамид, конусов, рыб, сфинксов и т.д.
Как уже говорилось, хлебные мастера древнего Египта использовали кислое тесто для выпечки. В подтверждение этому служат статуэтки, отображающие процесс приготовления пива. Кто-то возразит: «Какая связь между хлебом и пивом!?» Но, как оказывается, у них общее происхождение, основанное на брожении с помощью дрожжей. Возможно, случайно, а возможно и специально, но дрожжи попали в готовое тесто, которое стало подниматься и пузыриться.
Такой эффект получился благодаря поглощению дрожжевыми грибками сахара, сопровождающемуся выделением спирта и углекислого газа. Поэтому данную реакцию называют спиртовым брожением. Углекислый газ образует пузырьки, тесто становится больше в объеме и более рыхлым. Когда оно попадает в печь, то под воздействием высоких температур тонкие плёночки, вокруг пузырьков, засыхают и образуют мягкий хлеб.
На новшество не могли не обратить внимание. Искусство выпекать хлеб из кислого теста позднее перешло к евреям, финикинянам, грекам, где продолжило совершенствоваться и развиваться.
Если обратиться к истокам слова «хлеб», то можно найти в нем древнегреческие корни. В словообразовательном процессе поучаствовали такие слова как старонемецкое «хлайб» и эстонское «лейб», произошедшие от готского «хлайфс». Последнее, в свою очередь, получилось благодаря слову «клибанос» означавшему горшки, в которых греки выпекали хлеб.
Спустя некоторое время римляне заимствовали технологии хлебопечения у греков. Существуют подтверждения того, что уже во II веке до н.э. в Риме и близлежащий городах были построены пекарни, где готовили хлеб из кислого теста. Одну из пекарен обнаружили археологи во время раскопок Помпеи — города, который исчез с лица земли при извержении Везувия. В последствие, хлеб начал распространяться в северных землях.
Со стародавних времен хлеб олицетворял благополучие народа, его богатство и довольство. Людей, которые занимались его производством, всегда уважали. Примером может послужить чешская сказка о пекаре Матее. В ней простой человек противопоставляется глупому императору и чудовищному Голему, приносящему беды и голод. В результате, пекарь Матей побеждает Голема, и свежеиспеченные хлеба достаются народу.
Древнегреческие мастера хлебного дела назначались на самые высокие посты. У древних германских племен преступника, убившего пекаря наказывали намного строже, чем за убийство кого-либо другого. А в Риме даже воздвигнули величественный тринадцатиметровый надгробный монумент в честь пекаря Еврисака. Памятник просуществовал около 2000 лет и сохранился по сей день. Сегодня каждый желающий может посетить его.
Шли века, а технология производства хлеба практически не менялась. Хлебопекарное дело в царской России описал Максим Горький в одном из своих рассказов. В нем автор подробно рассказал об условиях, в которых осуществлялось производство теста и хлеба.
Настоящий переворот в хлебопекарном деле произошел в СССР в тридцатые годы. В это время открываются первые автоматизированные заводы, сделанные в соответствии с разработками советского инженера-конструктора Г.П.Марсакова. Они представляли собой некие карусели, где все ингредиенты перемещались по этажам, смешивались и выпекались. Эти заводы и в наши дни технически не уступают современным, но широкого распространения им не удалось получить. Мощность заводов по системе Марсакова очень велика и рассчитана на крупные города. Полная автоматизация процесса выпечки позволяет уменьшить трудозатраты и снизить его себестоимость. Сегодня хлеб, изготовленный на фабриках и заводах, покупает большая часть россиян.